Как выбрать дизельный котел для отопления частного дома
Жидкотопливные котлы на дизельном топливе занимают около 20% рынка. При наличии надежного электроснабжения и регулярного обслуживания, они крайне надежны и долговечны. Дизельные котлы в среднем имеют более высокий, чем у газовых или твердотопливных, КПД – 90-96%, они не требуют затратной организации газопровода и оформления документов, больших помещений для хранения топлива, после запуска полностью автономны.
Тем не менее, высокая стоимость дизельного топлива является причиной высоких эксплуатационных расходов: выше, чем у газовых и даже твердотопливных, но дешевле, чем у электрических котлов. Нивелировать высокую эксплуатационную стоимость часто получается приобретением дизельного топлива по оптовым ценам или у местных знакомых.
Что собой представляют дизельные котлы отопления
Для чего нужны и как применяются
Основными причинами выбора котлов, работающих на дизтопливе являются:
- отсутствие в месте проживания газовой магистрали;
- отсутствие желания в постоянной топке дровами или углем, повышенном уходе и очистке отопительного оборудования, организации хранения больших объемов твердого топлива;
- наличие свободного доступа к дизельному топливу или возможность приобрести его по выгодной цене (у с/х предприятий, трактористов, водителей КАМАЗов или автобусов);
- небольшая отапливаемая площадь, в пределах 40-100 м2.
Даже при наличии в жилой зоне газовой магистрали, стоимость подключения к ней (разрешение, проект, материалы и т.д.) достаточно высока. В то же время изначальные расходы на организацию отопления дизельным котлом минимальны: разрешение не требуется, необходим лишь бак для хранения солярки (до 0,8 м3 можно хранить непосредственно в помещении котельной, при отоплении 100 кв. м. этого объема достаточно практически на весь отопительный сезон).
Устройство и принцип работы
Дизельные котлы отопления отличаются от газовых лишь горелкой: она оборудована турбонаддувом, который обеспечивает необходимое давление и распыляет топливо по камере сгорания.
Также дизельное топливо перед распылением требует предварительного подогрева, для распыления используются особые форсунки. Такое устройство горелки подразумевает постоянное наличие электропитания, поэтому котлы, работающие на солярке не могут быть энергонезависимыми. В отечественных условиях с высокой вероятностью перебоев электроснабжения рекомендуется дополнительно приобрести дизельный генератор де котел.
В виду различия только в конструкции горелки, распространены универсальные модели газ-дизель, в которых перевод из газа на дизель и обратно производится простой сменой горелки. Модели со сменной горелкой оправданы при временном использовании солярки, когда в будущем планируется подключение к газовой магистрали или наличии свободного, но не постоянного доступа к дизтопливу.
В остальном принцип работы бытовых дизельных котлов стандартный:
- Распыляемое форсунками горелки топливо поджигается и сгорает.
- Стенки камеры сгорания – это теплообменник, внутри которого находится теплоноситель.
- Теплообменник передает тепловую энергию теплоносителю, который естественным или принудительным (с помощью циркуляционного насоса) образом циркулирует по системе отопления.
Специфика эксплуатации
Горелки дизельных отопительных котлов работают довольно шумно, даже при закрытой камере сгорания наполняют пространство запахом дизельного топлива, поэтому для работы котлоагрегата необходимо выделить отдельное помещение-котельную. Требования к помещению применяются такие же, как и при установке газового котла, т.е. в соответствии со СНиП 42-01 и МДС 41.2-2000, а именно:
- высота потолка – не менее 2,5 м при площади помещения более 4 м2;
- наличие открываемого окна площадью 0,03 м2 на каждый куб. метр объема помещения + конструкции с пределом огнестойкости не менее REI 45, ограждающие помещение котельной от соседних;
- перед котлом должно оставаться свободное пространство в 1 метр;
- двери шириной не менее 80 см и нижним зазором не менее 2 см;
- приточная вентиляция из расчета – не менее 8 см2 на каждый кВт мощности котла, из соседних помещений — не менее 30 см2/кВт.
- подключение котла к электросети производится отдельным трехжильным кабелем (как правило, идет в комплекте), через отдельное УЗО (номинал которого всегда указан в паспорте котла).
- наличие в котельной отдельной шины заземления, к которой в дальнейшем подключается корпус котла. В целом заземление дизельного котла производится аналогично газовому.