Рулим  только  вперед

Финансовый отчет PNL — что это такое, как применяется для повышения эффективности бизнеса

Можно называть разные причины, почему одни компании успешны, в то время как иные терпят бедствие. К серьезным ошибкам в принятии управленческих решений может привести отсутствие практики регулярного анализа показателей основных форм статистической отчетности. Среди них: отчет о прибылях и убытках — главный отчет, показывающий сгруппированную информацию о деятельности фирмы. К сожалению, многие считают отчетность лишь сухими цифрами, не имеющими отношения к реальному управлению фирмой. «Оживить» цифры и существенно повысить эффективность бизнеса позволяет общепринятое в международном бизнесе управление продажами и прибыльностью — P&L management. PnL — что это такое, какую играет роль в увеличении продаж и прибыльности – читайте в статье. Финансовый управленческий учет Если оперативный управленческий учет необходим для оперативного управления предприятием, то финансовый управленческий учет — для управления стратегического. PNL что это такое Финансовый управленческий учет — это финансовый учет, построенный согласно принципам и стандартам финансового учета, например МСФО, и удовлетворяющий всем признакам управленческого учета. Сочетание общепринятых стандартов ведения финансового учета и требований управленческого учета, включая требования собственников, представляют собой учетную политику управленческого учета предприятия. Учетная политика управленческого учета определяет: как собственники и топ-менеджмент хотят видеть финансовые итоги работы своего предприятия за определенный период времени, финансовое состояние бизнеса и т.д., как они хотят планировать деятельность предприятия и контролировать выполнение этих планов. Три главные формы финансовой отчетности Несмотря на тот факт, что каждый собственник или топ-менеджер несколько по-своему видит финансовую отчетность, необходимую ему для управления бизнесом, в области финансовой отчетности есть стандарты, которые признаются во всем мире. Одним из таких стандартов являются три основные формы финансовой отчетности: Баланс, Отчет о прибылях и убытках и Отчет о движении денежных средств. На английском языке эти отчеты звучат так: Balance sheet, Profits and Losts statement (P&L) и Cash Flow statement. Эти отчетные формы, правильным образом построенные с учетом специфики предприятия, дают полную информацию о финансах предприятия. Всевозможные финансовые показатели, коэффициенты и т.п. вычисляются из статей этих трех отчетов. Рассмотрим кратко каждый из этих трех отчетов. Баланс Баланс, это отчет, показывающий все активы предприятия на определенную дату, а также источники формирования этих активов — обязательства и капитал. Активы делятся в отчете на необоротные и оборотные, обязательства на краткосрочные и долгосрочные, капитал — на уставный фонд, прибыль и другие фонды. Эти крупные статьи баланса делятся в свою очередь на множество более мелких статей, в которых полностью детально раскрывается структура активов, обязательств и капитала предприятия. В отчете о балансе предприятия всегда должно соблюдаться так называемое “уравнение баланса”: Активы = Обязательства + Капитал. Отчет о прибылях и убытках (P&L) Еще одно известное название этого отчета: отчет о финансовых результатах. Отчет о финансовых результатах строится за определенный период. Он показывает, какие доходы получило предприятие за этот период, какие расходы были понесены для получения этих доходов, какая прибыль (или убыток) получилась в результате. На самом деле статей отчета гораздо больше, но суть отчета именно в соотнесении доходов и расходов в рамках отчетного периода. В каждом конкретном предприятии используется свой набор статей доходов и расходов для детализации отчета о прибылях и убытках. Как известно получение доходов не означает автоматически получение денег на счет. Например, при отгрузке товара с отсрочкой платежа доходы получены, а деньги еще нет. Аналогичная ситуация и с расходами. Для контроля движения денег как раз и существует третий отчет. Отчет о движении денежных средств (Cash Flow) Структура отчета о движении денежных средств довольно проста. Он тоже, как и отчет о прибылях и убытках, строится за период и показывает остаток денег на начало периода, приход денег по различным статьям, расход денег по различным статьям, и остаток денег на конец периода. Три основных финансовых отчета тесно связаны между собой. Например, прирост (убыль) капитала по отчету о балансе за определенный период равен прибыли (убытку) за этот же период по отчету о прибылях и убытках. И таких связей еще много. Важно понимать, что для оценки финансового состояния предприятия необходимы все три основных финансовых отчета в комплексе. Они дополняют один другой, раскрывая финансы предприятия с разных сторон. Отсутствие практики регулярного анализа всех трех отчетов может привести к серьезным ошибкам при принятии стратегических управленческих решений. Финансовый управленческий учет актуален не только для предприятия в целом, но и для отдельных его подразделений и структурных единиц. При этом для таких структурных единиц, как, например, завод, являющийся центром прибыли, составляются и анализируются все три формы отчетности. Для цеха завода, если он является центром маржинального дохода, составляется только отчет о прибылях и убытках, причем затраты в нем отражаются не все, а только прямые производственные затраты, а для отдела, например, персонала, отчет о прибылях и убытках вырождается до отчета по затратам подразделения.