Когда появились анекдоты
Греческое слово, породившее русское слово «анекдот», было знакомо уже каждому эллину, затем и римлянину.
Сам термин «анекдот» появился в Византии благодаря книге историка Прокопия Кесарийского, которая называлась «Тайная история» (550 г.). В ней рассказывалось об императорском дворе. «Анекдоты» (с греческого — неизданное, не подлежащее широкой огласке) в понимании людей того времени — это городские сплетни, слухи, толки.
Значительно позже анекдотами назывались рассказы о выдающихся исторических личностях, знаменитых людях, их необычайных поступках, суждениях или же о курьезных ситуациях, в которые они попадали.
Анекдоты самые самые ранние представляли собой веселые, поучительные рассказы, которые «привязывались» к именам выдающихся людей, были освящены их авторитетом, носили познавательный и нравоучительный характер.
В более поздних анекдотах их создатели перестали заботиться о вышеупомянутых функциях. Главной чертой осталась занимательность, значительно расширился и контингент персонажей.
В прошлом веке название «анекдот» закрепилось преимущественно за юмористическими миниатюрами с острыми сюжетами и парадоксальными развязками. Большую часть анекдотического наследия веков все еще составляют традиционные исторические анекдоты., герои которых нередко скрывали свое истинное лицо под маской простака, глупца или просто дурака.
С того времени исторический анекдот как жанр изменился.
«Фацеция» («шутка», «острота») — смешной устный рассказ эпохи Возрождения. В Россию этот устный жанр пришел в ХVII веке из Польши и назывался «жарт», «шутка» приколы приколы приколы приколы. Одна из форм распространения его была надпись под лубочной картинкой, изображающей нерасторопного крестьянина, неверную жену и т.п. Литературный анекдот в России появился в конце ХIХ — начале ХХ века. Во многих анекдотах устное начало переплетается с литературным.
В середине XVIII века окончательно утвердился анекдот как литературный жанр в России. Настоящий его расцвет пришелся на пушкинскую эпоху. Об особенностях анекдота как жанра в одном из энциклопедических изданий 1835 года сказано, что анекдоты — это «…краткий рассказ какого-нибудь происшествия, замечательного по своей необычности, новости или неожиданности». К главным чертам хорошо рассказанного анекдота относится краткость, легкость, «искусство сберегать силу или основную идею его к концу и заключать оный чем-нибудь разительным и неожиданным».
Интересно, что анекдот строится не просто на невероятном событии, а на событии, принципиально не совпадающем с читательскими или слушательскими ожиданиями. Иначе говоря, несовпадение прогноза с результатом преподнесения откровенной «небывальщины» как самой очевидной реальности и определяет суть той эстетической игры, на которой строится анекдот.
Анекдот в наши дни — самая демократичная форма художественного творчества, встречается на страницах различных газет и журналов. Темы анекдотов, как всегда, разнообразны и, как всегда, злободневны. И если уходят в прошлое анекдоты о Чапаеве и Петьке, не слышно армянского радио, утихают истории, рассказанные Штирлицем, то тут же появляются новые персонажи, например, Вовочка, новый русский, современные политические деятели и т.д. http://veetbox.ru.
Анекдот жил, жив и вечно будет жить. Такова, очевидно, природа этого замечательного жанра — всегда быть! Любопытно отметить, что рождаются они самыми необычными способами, которых очень много. Один из них — переход героев из одного жанра в другой.