Маркетинговые исследования: что это такое и как их проводят
Маркетинговое исследование — это сбор, обработка и анализ информации, необходимой для маркетинга компании. В зависимости от того, что компания хочет узнать, изучать можно что угодно — цены, клиентов, конкурентов, рынок, желания и предпочтения потребителей.
Маркетинговые исследования проводят, чтобы собрать данные и принять правильные решения относительно бизнеса. Это помогает зарабатывать больше — или не терять деньги из-за ошибок.
Рассмотрим на примерах пользу маркетинговых исследований. Компания приняла решение выйти на рынок подгузников. Завезла товар, но продажи не пошли. Начали разбираться, в чём причина, — и выяснили, что у компании нет основного конкурентного преимущества. У конкурентов такие же цены, но их подгузники с другой, более удачной застёжкой.
Чтобы такого не произошло, необходимо было сначала провести маркетинговое исследование. Тогда можно было бы сразу понять, есть ли смысл выходить с этим товаром на рынок.
Ещё один пример. Крупная компания с хорошо настроенными логистическими связями занимается оптовой поставкой товаров из Китая в Россию. Поставки в Казань идут хорошо, и компания решает выйти с тем же ассортиментом на рынок Новосибирска. Товары — лёгкая обувь, босоножки, балетки.
Но в компании не учли особенности нового региона. Первая — более холодный климат, из-за которого в Новосибирске не было спроса на лёгкую обувь. А вторая — вкусовые предпочтения потребителей. В Казани есть мода на стразы, бантики и блёстки, а в Новосибирске любят более классические модели. Продать ничего не получилось.
А теперь обратный пример. Крупная медицинская компания запланировала запуск нового товара — бактерицидных пластырей с серебром. На рынке было много конкурентов с большим разбросом цен и несколько поставщиков. Чтобы понять, какая цена на пластыри позволит заработать, компания заказала исследование у подрядчика.
Организация, которая проводила исследование, представила срез цен на пластыри. Данные показали, что цены в регионах сильно различаются. Медицинская компания тоже выставила разные цены — и успешно продаёт пластыри.
Маркетинговые исследования могут проводить штатные специалисты или компании на аутсорсе. Всё зависит от размера компании и от того, как часто ей нужны исследования и сколько стоит заказать маркетинговое исследование.
В небольших компаниях за проведение маркетинговых исследований отвечает штатный маркетолог. Он анализирует компанию, её место на рынке, конкурентов, ассортимент.
Но у такого маркетолога есть доступ только к информации, собранной компанией, а также к открытым данным. Поэтому его возможности ограничены — он может провести только поверхностное исследование.
В этом проблема российского рынка — многие компании работают «всерую» и не делятся своими данными. Поэтому штатный маркетолог не сможет узнать, например, средний уровень продаж на рынке.
Крупные компании могут позволить себе штат специалистов, которые будут заниматься маркетинговыми исследованиями. В таком бизнесе обычно хорошо налажена работа с данными — компания собирает много информации о клиентах, поэтому может проводить более качественные исследования.